Дивный новый мир. Как за 10 лет изменилось женское одиночное катание

Судьи стали щедрее на компоненты, фигуристки — на ультрасложные прыжки.

Год 2020-й — старт нового десятилетия, и в такие моменты во всех сферах жизни принято подводить итоги: что было тогда и как стало сейчас. «Матч ТВ» продолжает серию материалов о том, как изменилось мировое фигурное катание в 2020-м по сравнению с 2010 годом.

Мы уже рассказали вам о танцах на льду, спортивных парах и мужском одиночном катании — почитать можно здесь, здесь и здесь.

Заключительный материал серии — о женском одиночном катании.

Призовые

В 2019 году призовой фонд женского одиночного катания на чемпионате мира был пересмотрен в сторону увеличения до 182 тысяч долларов — на 40 тысяч больше, чем было в 2010-м. Максимально возможный выигрыш составляет 64 тысячи долларов вместо 45 тысяч. Чтобы участвовать в распределении призовых, нужно занять место не ниже шестого, в то время как 10 лет назад денежный выигрыш полагался спортсменам до 12-го места включительно.

Правила и судейство

По структуре и набору элементов программы одиночниц за 10 лет практически не изменились. Единственное отличие — секвенция спиралей теперь называется хореографической спиралью (спираль — элемент, когда спортсменка в сложной красивой позиции скользит на глубоком ребре лезвия одного или двух коньков. — «Матч ТВ»). Пожалуй, секвенция по зрелищности выигрывает у хореографической спирали — она была через весь каток, со сменой ребер и без суеты из-за ограниченности по времени.

За отлично исполненный элемент в 2020-м можно получить надбавки от судей в размере 50% его базовой стоимости, за плохо исполненный — потерять до 50% базовой стоимости. До сезона 2018/2019 предельные величины были +30% и -30%.

Если с чем-то в женском одиночном и произошли удивительные превращения, то с оценками за компоненты программы: к ним относятся владение коньком, связки между элементами, представление, хореография и интерпретация. Сейчас «семерки» в компонентах при максимальных «десятках» воспринимаются как оценка ниже среднего и даже повод для обиды на арбитров, а тогда их ставили даже призерам чемпионатов мира. Более того, «семерки» часто получала даже признанная королева второй оценки Каролина Костнер.

Возьмем конкретный пример. На чемпионате мира-2010 действующая олимпийская чемпионка Ким Юна выступила не слишком удачно, но на общем фоне все равно стала серебряным призером. Компоненты кореянки судьи оценили в 95,32 баллов (30,28 + 65,04).

Сейчас такие баллы получает Софья Самодурова, которую, по мнению болельщиков, постоянно придерживают во второй оценке, или Александра Трусова, проводящая первый сезон по взрослым. Если быть точнее, компоненты Трусовой на первом же взрослом этапе Гран-при (33,44 + 67,42 = 100,86 балла. — «Матч ТВ») были выше тех, что олимпийская чемпионка Ким Юна видела в протоколах 10 лет назад.

Можно взять еще более похожий пример из недавнего прошлого. На чемпионате мира-2018 действующая олимпийская чемпионка Алина Загитова блестяще выступила в короткой программе и три раза упала в произвольной. Но ее оценки за компоненты все равно стремились к «девяткам».

При этом совершенно не нуждается в доказательствах факт, что современные фигуристки действительно стали насыщеннее и разнообразнее в связках. Это прямо-таки бросается в глаза, если посмотреть друг за другом несколько видео образца 2010 года и несколько актуальных выступлений. Но ведь оценка за компоненты складывается еще из четырех параметров, и нельзя сказать, что условные Кихира, Щербакова или Медведева настолько лучше в скольжении, интерпретации и хореографии, чем условные Асада, Ким Юна или Рошетт.

Анна Щербакова / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

Просто в какой-то момент оценки за компоненты резко рванули вверх, и остановить вулкан уже было нельзя. По сути нет ничего плохого в том, что спортсменки получают заслуженные «девятки» за шикарные прокаты. И все же обратная сторона у этой медали есть: разрывы в компонентах между лидерами и теми, кто проигрывает исключительно сложностью, а не качеством исполнения элементов, подчас не поддаются никакому логическому объяснению. Взаимосвязь второй оценки с оценкой за технику и принадлежностью к конкретной спортивной федерации стала еще более очевидной, и это не слишком украшает вид спорта.

Кто из нынешних звезд тогда начинал

Ни одна из девушек, участвующих в чемпионате мира среди юниоров-2010, не дошла до 2020 года в статусе действующей спортсменки. Ни одна не добилась и сколь-нибудь серьезных результатов по мастерам.

В буквальном смысле в 2010 году начинали путь в большой спорт все фигуристки, выигрывающие все медали чемпионата России второй сезон подряд. Александре Трусовой и Анне Щербаковой тогда было 5 лет, Алене Косторной — 6.

Александра Трусова / Фото: © REUTERS / Massimo Pinca

Геополитическая обстановка

Позиции Японии в 2010-м были так же серьезны, как и десять лет спустя. Начиная с 2006-го и заканчивая 2015 годом, ни один пьедестал мирового первенства не обошелся без одиночниц из Страны восходящего солнца.

Это совпало с непростым переходным периодом в сборных США и России, которые как минимум на один олимпийский цикл выпали из медального круга. Так всегда бывает, когда завершают карьеру большие звезды — Саша Коэн, Мишель Кван, Ирина Слуцкая.

Кто же занял место России и Америки? Южная Корея, которую на тот момент можно назвать страной одной фигуристки, и Италия. Периодически к борьбе за награды подключались федерации Финляндии, Канады и Швейцарии (в случае со Швейцарией речь идет только о наградах континентального первенства. — «Матч ТВ»).

Каролина Костнер / Фото: © x99 / ZUMA Press/ Global Look Press

Ситуация переломилась в 2014 году сразу после Олимпиады в Сочи. На тот чемпионат мира не поехали свежеиспеченная олимпийская чемпионка Аделина Сотникова и икона Ким Юна. Золото снова досталось Японии, а вот серебро усилиями Юлии Липницкой отправилось в Россию, и с тех пор по крайней мере одна российская одиночница всегда присутствует в числе сильнейших в мире. Исключением был только сложный чемпионат сразу после Пхенчхана-2018.

Кроме России однозначно сильной федерацией сейчас является Япония. США и Канада были бы рады сказать свое веское слово, но у них нет оружия — последними североамериканками, способными бороться с российскими и японскими фигуристками, были Кэйтлин Осмонд, завершившая карьеру, и Габриэль Дейлман, не вылезающая из травм.

Правда, в скором времени расклад может измениться. Если у Канады все по-прежнему грустно, то у США есть 14-летняя Алиса Лью, владеющая четверными прыжками и тройным акселем. Подрастает резерв и в Южной Корее.

Что нужно для победы тогда и сейчас

Последние 20 лет то одна, то другая одиночница предпринимали периодические попытки обкатать тройной аксель так, чтобы он из непредсказуемого жеребца, разваливающего остальные прыжки, превратился в рабочую лошадку для побед. В 2010 году это почти удалось Мао Асаде — уже тогда она делала три тройных акселя в двух программах.

У Асады была своя ахиллесова пята — ребро на лутце, которое ей всегда отмечали как неверное. Возможно, еще поэтому она не отказывалась от акселя — без него ее контент был бы недостаточным для претензий на лидерство.

Мао Асада / Фото: © c40 / ZUMA Press/ Global Look Press

В 2010 году никто не прыгал каскад тройной лутц — тройной риттбергер, который мы сейчас почти перестали воспринимать как нечто сложное. Мики Андо исполняла его в вариации с двойным риттбергером, что, безусловно, проще. Каскадами высокой трудности тогда считались лутц и флип с тулупом — их прыгали единицы. Большинство выбирало набор из двух тройных тулупов или лутц/флип с двойным прыжком.

Что сейчас? Сейчас — дивный новый мир. Анна Щербакова включила в программу два четверных лутца и четверной флип, поэтому ее каскад лутц-риттбергер остается незамеченным. Александра Трусова владеет четверным тулупом, лутцем, флипом и сальховом, собираясь выучить еще риттбергер и добить тройной аксель.

Елизавета Туктамышева стабильно проводит турниры с тремя тройными акселями, выучила четверной тулуп и планирует освоить четверной сальхов.

Елизавета Туктамышева / Фото: © Kalle Parkkinen /Newspix24 / Global Look Press

Тройной аксель вообще перестает быть уникальным прыжком — как минимум на тренировках, как максимум на соревнованиях его кроме россиянок прыгают одиночницы из Японии, Кореи и других стран.

Уровень верхней планки за эти 10 лет в женском одиночном катании поднялся как никогда высоко. Любая из чисто откатавшихся фигуристок на чемпионате России в Красноярске технически была бы сильнее тех, кто в конце первого десятилетия двухтысячных выигрывал медали главных стартов. Но в спорте нет сослагательного наклонения, а побеждать придется того, с кем ты соревнуешься прямо сейчас.

2020 год стал примечательным еще в том смысле, что впервые в истории все золото Гран-при (шесть медалей из шести плюс золото финала. — «Матч ТВ») забрали ученицы одного тренера — Этери Тутберидзе. Впервые в новейшей истории российского фигурного катания на главные турниры могут поехать ученицы только одного тренера — и более того, они могут выиграть все до единой медали чемпионатов Европы и мира этого сезона.

Алина Загитова / Фото: © Anke Waelischmiller / Sven Simon / Global Look Press

Сомневаться в том, что Анна Щербакова, Александра Трусова и Алена Косторная в ближайшее время не остановятся переписывать историю, не приходится. Вопрос лишь, как отреагирует на такое безоговорочное доминирование спортивный мир. В последний раз он отреагировал переписыванием правил — это произошло после победы Алины Загитовой на Олимпиаде-2018 благодаря всем исполненным в бонусной второй половине программы прыжкам.

Читайте также: